Форма и секрет ее красоты
  • 10.03.2017
    Полнота сгорания газа и коэфициент избытка воздуха

    В своей книге «Сжигание доменного газа под паровыми котлами» юж. В. Наважовский приводит напряжения топочного пространства от 140 до 350 тыс Кал/м3 час по материалам Запорожетали, Ворошиловского, Мариупольского и других заводов. [Читать полностью]  Читать полностью →

  • 02.03.2017
    Увеличение давления газа

    При сжигании 30-45 тыс. м3 доменного газа в час в топке объемом600 м3газ продолжал догорать в зоне пароперегревателя, вызывая опасения пережога труб. Нетрудно подсчитать, что в этом случае напряжение топочного пространства не превышало 70 тыс. Кал/м3 час. [Читать полностью]  Читать полностью →

  • 24.06.2014
    Напряжение топочного пространства

    Во введении к настоящей работе уже отмечалось, что ценное газообразное топливо часто используют недостаточно эффективно. Остановимся несколько подробнее на этом вопросе. При сжигании газообразного топлива, казалось, можно было бы ожидать работы с высоким напряжением топочного пространства. [Читать... 
    [Читать полностью]

  • 24.06.2014
    Выключение горелок

    Сжигание газа с минимальным избытком воздуха осуществляется следующим образом: в горелку подают недостаточное для полного сгорания газа количество воздуха, при этом появляется голубоватое пламя газа; затем постепенно весьма медленно приоткрывая воздушный кран, добиваются исчезновения видимого пламени; ... 
    [Читать полностью]

Пространственно-изогнутые природные формы

Пространственно-изогнутые природные формы

Пространственно-изогнутые природные формы часто имеют волнистую или складчатую структуру, значительно повышающую их жесткость. Общей характеристикой природных форм является их конструктивность. Конструкции живой природы, организуя форму, эффективно сопротивляются действию внешних сил, вызванных постоянными или временными статическими или динамическими нагрузками. Их успешная работа во многом объясняется замечательными характеристиками природного материала. Самый непрочный материал в живой природе, приобретая конструктивные качества, в различных природных формах-конструкциях достаточно хорошо работает на сжатие, растяжение, изгиб или кручение. Материал живой природы, а за ним и его конструктивная форма, являются результатом жизнедеятельности каждого живого организма. В любом решении живой природы конструкция формы и ее материал тесно увязаны с функциональными задачами формы. При этом экономия материала в природных конструкциях достигается не столько путем уменьшения их абсолютного веса, сколько нахождением такой геометрической формы, в которой данный конкретный материал способен работать наилучшим образом. Поэтому, очевидно, в живой природе трудно найти конструктивные формы, работающие с чрезмерным напряжением или, наоборот, «расслабленные». Природа не следует принципу «грубой силы» — все ее решения отличаются конструктивной логикой, лаконизмом, убедительностью. В этом и кроется тектоническое совершенство ее созданий. Но, следуя рациональным принципам при создании своих форм, природа не забывает и о случайных явлениях, происходящих во внешней среде — конструктивные формы живой природы обладают необходимым запасом прочности.

Таким образом, в противоречивом движении природной формы-конструкции к достижению максимальной прочности при минимальном расходовании материала, компактности и расчлененности, однотипности и многообразии, целостности формы и выделении ее отдельных частей определяются ее рациональные качества. Совместное проявление различных по сущности, но взаимно уравновешенных по значению формообразующих факторов на основе выработанных в природе принципов в каждой конкретной форме характеризуется их удивительно гармоничным, оптимальным сочетанием. Стремление к оптимальности структуры продиктовано жизненной необходимостью каждого живого существа: при минимуме затрат энергии обеспечить необходимые условия функционирования в данной среде.

Факторы внешней среды и активность самого организма в конечном итоге определяют его форму. Следуя конструктивной логике, природа создает функционально целесообразные формы. Поэтому можно утверждать, что: в геометрии природной формы интегрально отражаются воздействующие факторы внешней среды. Вследствие этого геометрия формы значительного числа образований живой природы является одной из подсистем обеспечения прочности их конструктивной основы; геометрия ряда природных конструктивных систем (например, эластичных и упругих) является.

Прямым следствием воздействия на них внешних сил и влияния внутренних напряжений; экономия материала и энергозатрат при формировании природных структур в значительной мере объясняется геометрией их формы; геометрия природной формы, как и любой материальной, отражает ее художественно-композиционные качества. Кроме того, в природе объективно существуют определенные геометрические принципы видоизменения формы в процессе ее роста, строения внутренней структуры, компоновки общей формы и т. п. В отличие от природы архитектура представляет собой созданную человеком среду, отвечающую его общественным и утилитарным потребностям, Основными характеристиками архитектурной формы являются: функциональность, конструктивность, эстетичность, экономичность. Архитектурная форма определяется комплексом различных условий. При этом ее геометрия может рассматриваться в качестве основного организующего фактора. От степени ее совершенства в значительной мере зависит качество реальной формы. Запоминающийся облик египетских пирамид, античных храмов, соборов средневековья, современных архитектурно-строительных объектов (филиал музея В. И. Ленина в Ташкенте, театр в Туле, стадион в Красноярске, Дворец    «Украина» в Киеве, музей космонавтики в Калуге, Житний рынок в Киеве) в значительной степени основан на удачном использовании геометрических закономерностей простых или сложных, гранных или криволинейных форм.

Зодчие прошлого активно использовали в своем творчестве геометрические построения для нахождения пропорций фасадов зданий, ритмического строя их элементов, при разбивке планов на местности. Некоторые геометрические закономерности возводились иногда в ранг канона, нанример, отношение «золотого сечения». В 1562 г. Виньола создал «Правило пяти ордеров архитектуры», в котором абсолютизировалось значение геометрических закономерностей формы в архитектуре.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.